пожертвовать

О нас

О нашем Настоятеле

Василенко Алексей Николаевич (схииеромонах   Алексий, до принятия Великой схимы – иеромонах Петр) родился 30 марта 1952 г. в довольно глухой деревне Николаевской области Украинской ССР.

В детстве проявил способности к физике и математике и был отправлен родителями в физико-математическую школу города Одессы (некий аналог современных лицеев). После этого был принят в знаменитую ФМШ – физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете. После окончания школы был принят в Новосибирский государственный университет на физический факультет. Позднее учился также в Университете города Томска.

С ранней юности интересовался литературой, историей, философией, увлекался естественными науками. Со школьных лет был увлеченным библиофилом и коллекционером. Увлечение книгами сохранилось в течение всей последующей жизни.

В 26 лет Алексей Василенко стал научным сотрудником Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Именно здесь, на священной земле Русского Севера, в его жизни произошел крутой перелом.

Отказавшись от карьеры ученого, молодой человек обратил свой взор к Господу. Алексей Николаевич приехал в Ленинград, где стал духовным чадом известного ленинградского священника – протоиерея Василия Лесняка. Долгое время был клириком (псаломщиком) в Спасо-Парголовском храме на Шуваловском кладбище. В январе 1990 г. перешел в Ярославскую епархию, где принял сан и служил при Федоровском кафедральном соборе города Ярославля. Затем весной 1991 г. он с благословения правящего архиерея был направлен настоятелем храма Святого Духа села Новое Переславского района.

Неподалеку находились развалины монастырского скита: Свято-Алексиевская Пустынь до революции была подворьем Переславского Федоровского женского монастыря.

В 1920-х гг. монастырь был закрыт и с этого времени являлся сначала коммуной, а затем отделением совхоза. В начале 1970-х гг. абсолютно разрушенный монастырь был оставлен и 18 лет находился в заброшенном состоянии, подвергаясь окончательному разрушению природными стихиями и местным населением. От обители сохранились руины храма и руины двух небольших домов. Данные постройки были разрушены до такой степени, что на их стенах и внутри росли деревья.

Тогда же молодой священник взвалил на свои плечи тяжелый крест, приняв решение возродить не только Свято-Духовский храм, но и Свято-Алексиевскую Пустынь. Сначала была сделана крыша на одном из домов и отремонтирована одна комната, где можно было бы жить. Был небольшой огород и одна корова. Вскоре возникла группа единомышленников, члены которой решили строить свою жизнь в соответствии со своими жизненными идеалами. Группа эта росла и множилась. Среди насельников вскоре появились священники, монахи и миряне, ученые, земледельцы и музыканты, художники и искусствоведы, одинокие и семейные, взрослые и дети, высокообразованные и полуграмотные дедушки и бабушки. Через некоторое время появилось крестьянское фермерское хозяйство.

Люди, прибившиеся к Пустыни в то время, были настолько разными, что нигде и никогда не встретились бы друг с другом. Такой сложный состав императивно диктовал и непростую структуру Пустыни: это как бы соединение соседствующих на одном духовном острове мужской и женской монашеских общин, общины мирян, в том числе семейных, приютов для престарелых и детей-сирот. Появилась необходимость создания учреждения при них – школы, библиотеки, инженерные службы, коммунальное и земледельческое хозяйство, различные мастерские и студии, многое другое. Личное собрание книг и реликвий легли в основу будущих музеев. В настоящий момент все это занимает большую территорию

Свято-Алексиевская Пустынь рождалась не из схоластических мечтаний и просчитанных бизнес-планов, она появилась как ответная реакция деятельного и милосердного сердца на гибель, распад, беспомощность, нищету, уныние, на весь тот мрак, в котором в тот момент оказалась страна. При этом А. Н. Василенко понимал, что если Пустынь будет только приютом и богадельней – она обречена и с духовной, и с житейской точки зрения. Так началась кристаллизация идей и стала строиться не резервация для несчастных и выброшенных из жизни людей, а стартовая площадка для новой жизни. Духовный, социальный и образовательный центр с перспективой создания университета. Сам масштаб такой задачи страховал от проблемы чрезмерной самоизоляции, на которой споткнулись немало православных общин...

В обители сформирован и действует единый духовно-социальный и культурно-образовательный комплекс.

Эрудиция и интерес к наукам и искусствам позволили священнику Алексею сформировать широкий круг общения, включающий в себя ученых математиков, физиков, геологов, палеонтологов и биологов, филологов и искусствоведов, историков и археологов, музейных и библиотечных работников, писателей и многих других.

30 марта 2021 г. Свято-Алексиевская Пустынь отметила свое 30-летие. Свои поздравления, в частности, высказал на состоявшемся тожественном   богослужении   епископ   Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов). С борта Международной космической станции свои поздравления передал командир МКС С. Н. Рыжиков – космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса, Герой России, чей сын также являлся кадетом Свято- Алексеевской Пустыни, после ее окончания поступивший в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

С начала 2021 г. в связи с тяжелыми последствиями перенесенной инфекции СOVID-19 А.Н. Василенко принял Великую схиму и отошел от непосредственного управления Пустынью. В настоящее время он находится на покое, являясь духовником созданной им обители.

И.Ю. Шауб «О. Алексею 70 лет»

Журнал «Новый Гермес»

Помочь Пустыни